16 ноября 2016
Фото: Елена Петрова
Текст: Елена Петрова
Фото: Елена Петрова
Текст: Елена Петрова
С точки зрения путешественницы, блогера, участницы клуба «Российское фото» Елены Петровой, эти нехитрые правила отлично работают в 90% случаев и помогают сделать фотографию более интересной и запоминающейся. Их можно смело комбинировать друг с другом. Более того, их можно и нужно нарушать, потому что они не являются истиной в последней инстанции. Но прежде чем нарушать, было бы неплохо знать, что именно нарушать, и делать это осознанно, понимая, к какому эффекту это приведет.
Очень часто бывает, что ты оказываешься в каком-нибудь великолепном месте в правильное время, в правильных погодных условиях, при хорошем свете. Но абсолютно не представляешь, с какой стороны подступиться к съемке пейзажа. Как найти тот самый идеальный ракурс или вид? Как снять так, чтобы потом не было обидно из-за упущенных возможностей?
Восприятие человеком изображения (и фотографии в частности) подчиняется определенным законам. Какие-то формы и композиционные решения воспринимаются как более удачные, некоторые позволяют передать объем, некоторые помогают взгляду «путешествовать» по картинке и внимательно изучать ее.
Я попыталась наглядно сгруппировать и показать на примерах основные композиционные приемы, которые можно использовать в пейзажной фотографии.
Ритм
Ритм — это повторяющиеся формы и элементы. В пейзажной съемке это могут быть ступеньки, забор, стволы деревьев, колоски на поле и даже птицы. Ритм создает впечатление упорядоченного пространства. Человеческое восприятие тоже подчинено ритмам — ритмически организованная информация воспринимается более легко, чем информация, в которой ритма нет.
В то же время фотография, в которой все ритмически организовано, может показаться скучной и статичной, поэтому наряду с использованием ритма стоит стремится к тому, чтобы этот ритм нарушить.
Линии
С помощью линий можно управлять взглядом зрителя и заставлять его рассматривать фотографию и изучать детали. Прямые линии помогут показать перспективу и объем, увести взгляд вглубь изображения.
На приведенном примере линии сходятся, благодаря чему снимок приобретает объем, а взгляд от края кадра переходит к монастырю на заднем плане.
На приведенном примере линии сходятся, благодаря чему снимок приобретает объем, а взгляд от края кадра переходит к монастырю на заднем плане.
Прямая линия, куда бы она ни была направлена, довольно-таки статична. Намного больше динамики привносят кривые линии. Самые динамичные — это S-линия и C-линия.
Геометрические фигуры
Кроме ярко выраженных линий (дорога, забор, берег реки) могут быть линии неявные. В этом случае объекты на фотографии организуются таким образом, чтобы получались геометрические фигуры — треугольники, прямоугольники, круги. Эти фигуры будут в мозгу зрителя ассоциироваться друг с другом и повышать «разглядывательность» фотографии.
Есть такой лайфхак: намного лучше в композиционном плане такие геометрически объекты работают организованным группами по три. Три прямоугольника, три треугольника.
Правило третей
Про то, что сюжетно значимые объекты надо располагать по правилу золотого сечения, наверное, знает каждый, кто увлекается фотографией. Во многих фотоаппаратах сетка с нужными линиями изначально видна в видоискателе.
Но, кроме всем известной схемы, есть еще одна. И она, на мой взгляд, намного более интересная, чем обычная, потому что добавляет в снимок больше динамики.
А теперь несколько «шаблонов», по которым можно выстраивать пейзажный снимок.
Передний план
Передний план — какой-то объект (или несколько), который вы поместите на ближний план и который будет притягивать внимание зрителя и служить отправной точкой для взгляда. Это может быть коряга, куст, какие-то цветы, даже пучок травы. Но наличие переднего плана позволяет придать фотографии объем и сделать пейзаж более интересным.
Естественная рамка
Это может быть оконный проем, деревья или ветки — какие-то элементы, которые будут ограничивать пространство вокруг главного объекта съемки и не давать взгляду зрителя «уходить из кадра»
На данном примере дерево справа и ветка слева вместе с отражениями ограничивают кадр с боков. Взгляд первым делом фокусируется на солнце — это самое яркое место изображения, после этого по лучам солнца следует до монастыря, после чего упирается в дерево и спускается по стволу вниз, по нижней границе кадра (линия берега ее поддерживает) следует до отражения ветки, после чего поднимается вверх и снова упирается в солнце. Взгляд не ушел из кадра, а остался внутри — это хорошо.
«Слои» и использование нескольких планов
«Слои» и использование нескольких планов помогают передать воздух и объем на фотографии. Это могут быть планы, разделенные туманом или облаками и связанные между собой повторяющимися формами.
Отражение
Использование отражений практически всегда идет на пользу пейзажному снимку и позволяет сделать картинку более нарядной и интересной. Высший пилотаж — снять так, чтобы отражение не было полным повторением главного объекта, а дополняло его и давало дополнительную информацию.
Все вышеизложенные приемы и «правила» — не более чем моя попытка систематизировать подход к построению пейзажного снимка и выделить элементы, включение которых в кадр позволит сделать его более интересным и запоминающимся. Эти правила можно и нужно комбинировать между собой, чтобы управлять эмоциями и взглядом зрителя. Не стоит воспринимать их как что-то, чему непременно надо следовать, но, я надеюсь, знание этих приемов поможет вам на локации найти свой идеальный кадр и интересно его построить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий